Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Полное имя: Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения: 8 декабря 1934 г. (возраст - 90 лет)
Знак зодиака: Стрелец
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург), СССР (Россия)
Рост: 153 см
Семейное положение: в разводе
Страница на Wikipedia: перейти
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Неповторимая Алиса Фрейндлих с первого появления на сцене или в кадре притягивает внимание и не отпускает зрителя до самого конца. Ее творческая биография богата на роли в фильмах и спектаклях разного жанра, каждая из которых свидетельствует ее многогранном таланте.
Актриса родилась зимой тридцать четвертого года в Ленинграде. Ее родители были увлечены театром, и для ее отца, Бруно Артуровича Фрейндлиха он стал делом всей жизни. Мать Алисы Бруновны, Ксения Федоровна, приехала в Северную столицу из Пскова, где на театральных курсах познакомилась с молодым актером, немцем по национальности, ставшим вскоре ее мужем. После рождения дочери, которую мама хотела назвать Натальей, но по настоянию Бруно Артуровича названной Алисой, семья поселилась в коммуналке, окна которой выходили на Исаакиевский собор.
На фото: Алиса Фрейндлих в детстве
Семейная жизнь Ксении и Бруно продлилась около шести лет и, когда началась война, Алиса Фрейндлих жила уже только с матерью и бабушкой. Блокада началась спустя пару дней после того, как она пошла в первый класс, и на долю актрисы выпало пережить эти невыносимые годы. Только благодаря бабушке, которая выдавала скудные крохи хлеба строго в определенное время, им удалось выжить.
«Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба», - вспоминает актриса.
В одну из бомбежек была полностью разрушена их квартира, к счастью, семья успела укрыться в бомбоубежище. Многие привычки, приобретенные в годы блокады, сохранились у Алисы Бруновны на всю жизнь – она, как и многие блокадники, не может выбросить ни крошки хлеба. Ей назначена пенсия, как блокаднице, но ее актриса не получает, а перечисляет в детский дом.
На фото: родители Алисы Фрейндлих
Детские годы биографии Алисы Фрейндлих были омрачены еще и тем, что окружающие с осуждением смотрели на их небольшую семью, ведь они состояли в родстве с людьми, чья национальность в те годы воспринималась крайне враждебно. Из-за фамилии ее даже не хотели принимать в школу, но Алиса Бруновна настояла на том, чтобы носить фамилию отца.
Алиса Фрейндлих в молодости
Такое отношение психологически давило, поскольку Алиса чувствовала, с каким презрением к ней относятся многие одноклассники. Как только окончилась война, мать забрала дочку и отбыла с ней в Таллинн, где они прожили три года. Здесь Алиса пошла в третий класс, а когда закончила пятый, они с мамой вернулись в Ленинград. К тому времени отец Алисы Фрейндлих уже был женат на другой женщине, запрещавшей ему видеться с дочкой, но Бруно Артурович, тем не менее, находил возможность, чтобы тайком встречаться с Алисой.
На фото: Алиса Фрейндлих с дочерью и отцом
Тем временем она подрастала и все сильнее стремилась стать актрисой. Эта мечта поселилась в ней в раннем детстве после того, как совсем маленькой девочкой Фрейндлих попала на дипломный спектакль, в котором играли оканчивавшие консерваторию тетя и ее муж. С тех пор любимой игрой девочки стала игра «в театр».
После возвращения в родной Ленинград Алиса начала заниматься в драмкружке, руководили которым Мария Призван-Соколова, актриса БДТ, и ее муж. Под их влиянием Фрейндлих влюбилась в театр еще больше и не представляла без него своего будущего. Кроме того, они помогли Алисе Бруновне с поступлением в Ленинградский театральный институт им. Островского. Годы учебы не были легкими, а в какой-то момент ее чуть было даже не отчислили, но заступился ее мастер – Борис Зон.
После окончания вуза Алиса Бруновна была принята в труппу театра им. Комиссаржевской – работу в нем актриса называет хорошей школой, подарившей ей огромный опыт игры на сцене. Несмотря на характеристику, данную ее преподавателем Зоном, согласно которой Алиса Бруновна рекомендована в качестве ведущей актрисы, в театре Комиссаржевской ей приходилось довольствоваться только теми ролями, от которых отказывалась его ведущая актриса Эмма Попова, а начинать пришлось с ролей в амплуа травести.
Актриса в молодости
Дебютной ролью в этом театре для Алисы Бруновны стал подросток в «Человеке с портфелем, ради которой ей пришлось выучить несколько фраз на французском языке, которого она до этого совершенно не знала.
Проработав в этом театре четыре года, Фрейндлих перешла в другой – им. Ленсовета, в котором задержалась на двадцать два года. В этом театре ей удалось максимально глубоко раскрыть свой актерский талант, и произошло это благодаря его руководителю Игорю Владимирову.
«Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему», - говорит Алиса Бруновна.
Очень быстро она стала примой этого театра, а Владимиров, выбирая репертуар, ориентировался, прежде всего, на Алису Фрейндлих. В этом театре актриса сыграла множество ярких ролей, среди которых Катарина в «Укрощении строптивой», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Таня в одноименной пьесе Арбузова и другие, каждая из которых подчеркивала ее индивидуальность и неповторимость.
Алиса Фрейндлих на театральной сцене
Следующим театром стал большой драматический, в который актриса пришла в восемьдесят третьем году. Тогда им руководил Георгий Товстоногов, с радостью принявший Алису Бруновну и сделавший ее одной из ведущих актрис театра.
Первым спектаклем с участием Фрейндлих в нем стала постановка «Киноповесть с одним антрактом», а одной из самых запоминающихся ее работ была роль леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».
Кинематографическая биография Алисы Фрейндлих стартовала еще в годы учебы в театральном вузе – она снялась в эпизодических ролях в кинолентах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». На протяжении почти двух десятков лет Алисе Фрейндлих приходилось довольствоваться ролями второго плана, и только в семьдесят четвертом она сыграла свою первую главную роль в кино – Анну в кинофильме «Анна и Командор».
Актриса в фильме «Анна и Командор»
Ее партнерами по фильму были талантливые артисты – Иннокентий Смоктуновский, Василий Лановой. Несмотря на то, что участие Фрейндлих в этом фильме было подвергнуто критике, благодаря роли Анны актриса навсегда развеяла миф о своей некиногеничности. Середина семидесятых стала переломной в кинокарьере актрисы – она сыграла несколько ролей, благодаря которым обрела огромную популярность у зрителей и режиссеров.
"Служебный роман"
Знаковой для Алисы Фрейндлих стала роль Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман», которую актриса играла с большим интересом - ее дуэт с Андреем Мягковым сразу покорил зрителей. Роль в «Служебном романе» принесла актрисе оглушительную популярность, а ее незабываемый проход в преображенном виде в начале второй серии зрители каждый раз смотрят с восторгом.
Блистательно актриса сыграла роль Анны Австрийской в сериале «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором в очередной раз продемонстрировала свои великолепные музыкальные способности – в кадре она не только играет, но и поет.
У Тарковского Фрейндлих снялась в роли супруги главного героя в фильме «Сталкер». На эту роль изначально готовилась жена режиссера, но, увидев на пробах, как играет Алиса Бруновна, Тарковский без сомнений утвердил ее.
"Сталкер"
В своем последнем на сегодняшний день фильме «Карп отмороженный» Фрейндлих снялась в 2017 году, получив за эту роль премию «Ника». Продюсером проекта был внук актрисы, и ради того, чтобы съемки состоялись, Никита не побоялся заложить квартиру.
«Я бы не стал этого делать, если бы не некоторые обстоятельства. Деньги все не находились, а перенести съемки было невозможно, тем более что магическим образом все сложилось в один момент…», - говорит Никита Тарасов.
Он не ошибся – фильм вышел великолепный и получил приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале. Алиса Бруновна создала еще множество великолепных образов, снимаясь в большом кино и телесериалах, каждый раз доказывая, насколько она универсальная и талантливая актриса.
Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.
На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев
В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.
«Мы еще не разошлись, когда я влюбилась в Игоря Петровича. Но я влюбилась на расстоянии. Два года мы так работали, я была влюблена мертвецки», - признается Алиса Бруновна.
Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.
На фото: Игорь Владимиров
Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»
Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.
«Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей», - говорит актриса.
Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.
Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.
С дочерью Варварой
Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.
На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей
Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.
Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.
По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.
После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию. Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно.
Оказавшись в театре им. Ленсовета, Алиса Бруновна быстро стала его ведущей актрисой и музой главного режиссера Игоря Владимирова, ставшего впоследствии ее супругом. В этом союзе родилась дочь актрисы Варвара, и, возможно, детей Алисы Бруновны было бы больше, но в те годы ни на что кроме творчества у нее не оставалось времени – они с Игорем Петровичем днем и ночью пропадали в театре, и на воспитание даже одного ребенка у них не хватало времени.
Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой
Варвара - поздний ребенок, и это тоже можно объяснить тем, что актриса была полностью поглощена работой. По словам Фрейндлих, в молодости думать о детях было некогда, потом она долго не могла забеременеть, и лишь после длительного лечения смогла стать матерью, и благодарна за это судьбе.
Актриса с внуками
Сначала Варю воспитывала мама Алисы Бруновны Ксения Федоровна, но когда внучке было три года, она умерла. Причиной смерти стал внезапный инсульт. После похорон мамы Фрейндлих по-прежнему была почти все время занята на работе, она наняла няню, сидевшую с Варварой, пока той не исполнилось десять лет.
«Когда не стало бабушки, со мной оставались няня и совсем юная мамина приятельница Элла, которая со мной играла, гуляла, читала мне…», - вспоминает Варвара Владимирова.
Недостаток материнского внимания сказалось на том, что Варя плохо училась в школе, не успевала по большинству предметов. После школы дочь Алисы Бруновны решила продолжить дело родителей и стала актрисой – на вопрос о том, кем она хочет стать, юная Варвара неизменно отвечала, что все равно кем, лишь бы находиться в театре. И это не удивительно, ведь, сколько она себя помнит, в театре она провела немало времени, когда была ребенком, и всегда находила в нем массу всего интересного.
Свое детство дочь актрисы называет самым счастливым временем – сослуживцы Алисы Бруновны относились к Варваре очень тепло. Немало талантливых людей побывало и у них дома. В пятнадцать лет состоялся ее творческий дебют в музыкальном спектакле, поставленном ее отцом, «Лишний билет».
Актриса с внучкой Анной
Варвара закончила заочное отделение ЛГИТМиКа, снялась в нескольких картинах, а сейчас участвует в спектаклях вместе со своей матерью. Ее карьера складывалась непросто – после окончания вуза Варвара Игоревна пришла на телевидение, была помощником режиссера, работала секретарем, снималась, а в какой-то момент решила отказаться от карьеры и посвятить себя семье, но через несколько лет вернулась в профессию, став телеведущей.
В ее трудовой биографии были даже попытки заняться собственным бизнесом, и тогда она вместе с подругой открыла студию маникюра. Она была замужем за вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Тарасовым, но осталась вдовой - супруг погиб при взрыве «Невского экспресса» десять лет назад. Варвара Владимирова – мама сына Никиты и дочери Анны. Внуки Алисы Фрейндлих тоже выбрали творческие профессии – оба стали продюсерами, при этом Никита взял фамилию своего знаменитого дедушки - Владимиров.
В прошлом году на сцене Большого драматического театра, в котором служит его бабушка, состоялась премьера его спектакля «Волнение», главная роль в котором изначально писалась автором, драматургом Иваном Вырыпаевым, специально для Алисы Бруновны Фрейндлих. Актриса блистательно сыграла свою героиню, воплотив замысел режиссера. Этой ролью актриса отметила тридцатипятилетие своей деятельности в БДТ.
На фото: Фрейндлих в спектакле «Волнение»
Сегодня Никита и Анна достаточно занятые люди и видеться с бабушкой внукам удается не часто. В свое время, когда погиб супруг Варвары, Алиса Бруновна стала для семьи дочери главной поддержкой – она всегда заботилась о внуках, старалась участвовать во всех событиях их жизни. А сегодня она уже и прабабушка – внучка Алисы Фрейндлих в прошлом году родила дочку Соню, правнучку прославленной актрисы. Анна замужем за актером Алексеем Мышинским, познакомилась с которым в годы учебы.
О том, что актриса больна и вот-вот умрет, впервые появились в 2011 году. Они были вызваны тем, что тогда Алиса Бруновна тяжело заболела и попала в больницу. К счастью, слухи были преувеличены, и их опровергла сама актриса.
«Журналисты меня уже в постель уложили. А напрасно! Я не в клинике, не на больничном. Здорова и полна сил. Чувствую себя хорошо. Хотя, как все нормальные люди, иногда болею. У меня много планов и работы», - говорила тогда Фрейндлих.
Не лучшим образом на состоянии здоровья актрисы сказывается ее давняя привычка – Алиса Фрейндлих начала курить в тридцать пять лет, после того, как умерла ее мама. Курение стало причиной осложнений в кишечнике, операцию на котором она перенесла в 2011 году, тем не менее, отказываться от этой привычки Алиса Бруновна не собирается.
Несмотря на преклонный возраст, она и сейчас занята в театре и, согласно последним новостям, великолепно сыграла роль Ульи Рихте в спектакле БДТ «Волнение», поставленном в прошлом году. На спектакли с участием Фрейндлих стремится попасть многочисленная армия поклонников актрисы, и, к сожалению, удается это далеко не всем. Хочется надеяться, что и нынешний, 2020-й год, подарит поклонникам великой актрисы радость встречи с ней в каком-нибудь новом спектакле.
Павел Фомин