Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Полное имя: Екатерина Савинова
Дата рождения: 26 декабря 1926 го (возраст - 94 года)д
Знак зодиака: Телец
Место рождения: Ельцовка, Россия
Рост: 165 см
Семейное положение: была замужем за Евгением Ташковым
Страница на Wikipedia: перейти
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Какая чудовищная несправедливость, когда природа наделяет ярким талантом, а фортуна, словно вступая с ней в спор, сначала даёт шанс проявить необыкновенный дар, а затем жестоко лишает всех возможностей. Много ли актрис, так фантастически одарённых, как Екатерина Савинова? Её ждала драматическая судьба, закончившаяся бессмысленной, трагической смертью.
«Не от мира сего» – рабочее название фильма «Приходите завтра...», прославившего Савинову. Как и сам сюжет, эти слова — про неё. Невозможно определить, была она более талантлива как актриса, или её чудесный голос отодвигал артистический талант на второй план. Хотя маленькая Катя с ранних лет удивляла и восхищала всех именно пением, она хотела стать актрисой: любила читать стихи, отрывки из прозы, участвовала в школьных спектаклях. Но думала не о театре (пусть даже столичном), а мечтала о кино.
Насколько реальной была эта мечта? Она родом из сибирской деревни, началась война... Без преувеличения, это была несбыточная мечта.
Екатерина Савинова в молодости
Екатерина Фёдоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года. Место рождения – село Ельцовка в алтайской глуши.
Отец с матерью – простые крестьяне, в семье было четверо детей.
Катя окончила школу в 1944 году, ещё не окончилась война, а она решительно заявила, что едет в Москву, учиться на артистку!
«Приходите завтра...» – единственный известный фильм, где актриса играет главную роль. Картина – отражение биографии Екатерины Савиновой, рассказ о её первых днях в столице. Так же, как Фрося, Екатерина не знала сроков сдачи экзаменов и приехала в Москву, когда приём во ВГИК был окончен. Катя была неправдоподобно простодушна и наивна: настоящая «деревенщина». Первый раз она увидела поезд, когда отправилась в столицу, и страшно испугалась. Клара Лучко, хорошо знавшая Савинову, вспоминала, как часто поражала всех Катя: удивлялась при виде ванны и душа, лишь в Москве увидела телефон... Однокурсники смеялись над ней: кто добродушно, кто с издёвкой.
У Екатерины не было часов: она узнавала время через справочную-автоответчик, и была поражена, когда ей сказали, что отвечает машина. «Мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» — также не выдуманные фразы. Правда, в отличие от героини фильма, Кате было нелегко поступить в желанный вуз. Однако она была невероятно настойчива и добилась своего. Её преподаватель как-то заметил, что из множества знакомых ему талантливейших людей, Станиславский и Савинова были самыми преданными искусству.
Сначала было это самое «или». Приехав в Москву в августе, Екатерина смогла поступить только в Землеустроительный институт. Через полгода ей повезло: приняли на курсы Василия Ванина, проводившиеся в желанном ВГИКе, и наконец-то Катя начала учиться «на артистку». Скоро Ванин пришёл к выводу, что она не подходит для киноролей — нефотогеничная внешность. Катя была невысокого роста, с крепкой крестьянской фигурой и круглым лицом, простецкими манерами. Но преподаватель заметил её замечательный актёрский талант и уникальный голос, поэтому порекомендовал забыть про кино и стремиться к театральной или оперной карьере.
Екатерина Савинова
Тем не менее, она мечтала только о кино. Впоследствии на все приглашения играть и петь в театрах Катя отвечала отказом. Летом 1946 года Савинова наконец-то стала студенткой ВГИКа, поступив на курс замечательных педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. По словам Клары Лучко, её не могли не принять: так вдохновенно Катя читала басни, стихи, прозу, пела и даже танцевала — это в точности повторит Фрося Бурлакова.
В первые послевоенные годы стране было не до развлечений: снимали не более 10 фильмов в год, этот период получил название «Малокартинье». В волшебный мир кинематографа Савинова попала быстро и легко — дебютировала в кино ещё студенткой в 1949 году. Роль Любочки в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева была бы большой удачей для любой начинающей актрисы. Если бы...
Савинова в «Кубанских казаках»
... Пырьев не был страстным любителем женского пола и не требовал благосклонности от каждой молодой актрисы.
... Савинова не отвергла его домогательств, привселюдно влепив ему пощёчину.
... Савинова не была так горда и простодушна, сумела бы сдержать негодование, а Пырьев был джентльменом и простил ей обиду.
Если бы... Произошло то, что происходило со всеми слишком строптивыми актрисами: властной рукой председателя Союза кинематографистов СССР и директора Мосфильма Пырьев занёс имя Савиновой в чёрный список. Режиссёры не могли добиться разрешения её снимать. И не всегда пытались, так как влияние Пырьева было невероятно сильно, и существовала вероятность самому впасть в немилость. Современники вспоминали, что режиссёры мгновенно отказывались от желания приглашать какого-либо опального актёра, как только Пырьев спрашивал: «Кого-кого ты надумал снимать?»
Её участью стали эпизодические роли, настолько незначительные, что имя Савиновой часто не указывалось в титрах,а в 1952 году она поступила в Театр-студию киноактёра. Но и здесь долго не получала заметных ролей. Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины Савиновой.
Актрисе повезло в личной жизни: муж Екатерины Савиновой, Евгений Ташков, любил её и поддерживал, именно благодаря его усилиям появился фильм «Приходите завтра». Катя и Женя познакомились в институте — они были однокурсниками, чем-то похожими друг на друга: простые и скромные, оба из деревни. Сначала была скорее «правильная» комсомольская дружба, чем бурный роман, обычный для актёрской среды. Вместо букетов Женя подкармливал Катю, а она старалась угостить чем-нибудь его в трудные послевоенные годы — это было проявлением настоящей любви.
На фото - Екатерина Савинова с мужем и сыном
Поженились они после окончания института, в 1951-м году. Получили комнату в коммунальной квартире, в которой жили ещё две актёрские семьи. Савинова долго ждала главных ролей в кино и не планировала становиться мамой: только в 1957 году в личной жизни Екатерины Савиновой и ее мужа произошло долгожданное событие — супруги обрели семейное счастье с рождением долгожданного сына. Андрей Ташков также стал известным актёром театра и кино.
Андрей Ташков - сын актрисы
Савинову время от времени приглашали на пробы: она успешно их проходила, ее утверждали на главные роли. Через некоторое время звонили сотрудники киностудии, и в который раз она слышала: «Извините». У Екатерины был удивительный, неповторимый голос, диапазон которого составлял три октавы. Она решила учиться дальше, её приняли в институт имени Гнесиных. Почему бы ей не сделать карьеру певицы, ведь поступали очень заманчивые предложения, например, создать свой ансамбль с возможностью прославиться на эстраде? А недостижимая для многих мечта — приглашение в труппу Большого театра? Нет и нет, Екатерина Савинова – киноактриса.
К 33 годам она так и не сыграла ни одной заметной роли... Евгений Ташков принял решение снять фильм о жене и для жены. К тому времени он стал известным кинорежиссёром и мог настаивать на своём. Для сценария он взял самый избитый и пошлый сюжет, какой только пришёл в голову: деревенская девушка, приехавшая покорять столицу, а, может, весь мир. Режиссёр вспоминал, каким отвратительно бездарным получился первый вариант сценария, и ему полностью пришлось переделывать сюжет и диалоги. Катя помогала мужу: предложила внести множество интересных эпизодов, основанных на случаях из жизни. У неё была замечательная способность запоминать события до мельчайших подробностей.
Савинова в фильме «Приходите завтра»
Сценарий писался для Савиновой и под Савинову и было очевидно, что она идеально подходит на роль Фроси. Однако Ташкову настоятельно рекомендовали заменить актрису на более талантливую и молодую: 34-летняя Екатерина должна была играть 18-летнюю Фросю. Этим юным дарованием должна была стать жена оператора: снимая пробы, он постарался показать Савинову в плохих ракурсах. В результате режиссёр поменял оператора. Тем не менее съёмки не могли проходить на Мосфильме, где царствовал Пырьев.
Съёмочная группа выехала в Одессу. Но и на Одесской киностудии режиссёр долго не мог приступить к работе: директор студии опасался немилости московских киновластей. Когда отсняли более половины ленты, нагрянула проверка из Москвы. Заключение комиссии было неутешительным, но ожидаемым: остановить съёмки, так как фильм не представляет никакой художественной ценности, актриса — бездарность... Ташков вынужден изощряться, чтобы продолжить работу и делает «ход конём» — сам сообщает начальству о приличных затратах на создание фильма и приостановке съёмок без уважительных причин. Что же, народные деньги пропадут по произволу неграмотных чиновников? Упоминание о разбазаривании бюджетных средств оказалось действенным: киноначальство дало «добро» закончить фильм. И это не все неприятности трудной дороги ленты на пути к широкому экрану: она пролежала на полке полгода и чудом избежала запрета на прокат.
Приёмная комиссия была немало удивлена великолепной игрой Савиновой, а ещё больше её голосом невероятной силы и красоты, ведь благодаря «великому и ужасному» Пырьеву, она считалась бездарностью в среде кинематографистов. Фильм вышел в прокат в 1963 году, в 1964-м получил Гран-при Всесоюзного кинофестиваля, а Екатерина Савинова была признана лучшей киноактрисой года.
Как же заслуживала Катя выстраданную, такую долгожданную славу! Но ей не было суждено ни наслаждаться известностью, ни сыграть хотя бы ещё одну главную роль. Беда пришла, откуда не ждали — Савинова заболела. Это произошло во время съёмок многострадального «Приходите завтра...». Неизвестно, почему актриса не обращала внимания на высокую температуру, плохое самочувствие и так долго скрывала своё состояние даже от мужа. Скорее всего, жила работой и была счастлива: наконец-то снимается в главной роли, не хотела подводить съёмочную группу. Возможно, своевременное лечение помогло бы ей полностью восстановиться... Она попала в больницу только после того, как муж Екатерины Савиновой заметил в поведении супруги некоторые странности.
Нервное истощение, ведь весь сентябрь 1961 года они с Катей работали на пределе, почти круглые сутки? Нет, психиатры заявили, что Савинова не их пациент. Что-то с нервной системой? Нет, неврологи разводят руками — не их случай. Наконец, некий одесский психиатр, выдвинувший теорию о развитии психического отклонения как последствия инфекции, поставил диагноз: бруцеллёз. С момента заражения прошло много времени, и хотя этот диагноз оказался правильным, лечение запоздало... Болезнь — ещё одна чудовищная несправедливость, предназначенная Екатерине злой судьбой. Где, где она подцепила эту страшную заразу? Потом вспомнила: незадолго до съёмок «Приходите завтра...», она снялась в эпизоде «Сельского врача», когда группа выезжала в Крым, и Катя часто покупала и пила сырое молоко.
Что делать Ташкову, ведь жена не в состоянии работать? Ему удалось принять мудрое решение: он законсервировал работу на год. Через некоторое время Савинова смогла участвовать в съёмках.
Режиссер Евгений Ташков - муж Екатерины Савиновой
Екатерина Савинова получила звание заслуженной артистки РСФСР за роль Фроси Бурлаковой. Теперь ей было бы гораздо легче добиваться главных ролей: нет сомнений, она смогла бы полностью раскрыться как киноактриса, а также не раз порадовала бы зрителей великолепным пением. Увы, бруцеллёз привёл к необратимым изменениям в головном мозге –у Кати развилась вялотекущая шизофрения. Несколько месяцев в году (немного их осталось!) она проводила в больницах, и с каждым годом её состояние ухудшалось. Ни о каких серьёзных предложениях речь более не шла — актриса, играющая ведущие роли, не может позволить себе прихворнуть даже на один день.
На фото - кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Наиболее заметная и очень удачная работа Савиновой в последние годы жизни — роль Матрёны в комедии «Женитьба Бальзаминова». Лидия Смирнова, сыгравшая в фильме сваху, вспоминала, что актёры восхищались тому, как Катя искала образ героини. Актриса сказала, что Савинова — воплощённое вдохновение.
Бывали периоды, когда актриса не узнавала родных, неизвестно куда уходила из дома. Больше всего её донимали голоса... Лечение помогало ненадолго, с каждым годом ей становилось всё хуже. Некоторое время она сопровождала мужа в поездках по стране, ведь карьера Ташкова складывалась намного удачнее. Но пришло такое время, когда Катя не могла даже сопровождать мужа. Однажды поняла, что не в состоянии работать. Никем, нигде и никогда. Незадолго до смерти Савинова сказала: «Кинематограф — это дьявол, забравший мою душу».
По рассказам близких, она жалела, что отказалась от предложения работать во МХАТе, поступившего сразу после окончания ВГИКа в 1950 году, вспоминала о приглашении в Большой. Савинова признавалась, что осознала, какой страшной ошибкой оказалось её решение быть только киноактрисой. Всё чаще говорила, что стала для родных бесконечной заботой и обузой. Кто знает, как долго Екатерина решалась осуществить свой последний замысел. Скорее всего, всё тщательно обдумала, отправляясь в апреле 1970 года в Новосибирск, чтобы проведать сестру.
Хорошо известно, что делала Екатерина в этот день. С утра она вымыла полы в доме сестры, покрасила яйца — ведь завтра Пасха. Затем навестила подругу Клару, жаловалась на свою маленькую пенсию и приглашала её петь в церковном хоре. Та отказалась, но неожиданно, может быть, что-то почувствовала, попросила Катю позвонить, когда вернётся домой. И протянула ей листок бумаги с номером своего телефона. Потом... Через несколько часов в квартире Клары раздался звонок, и незнакомый голос попросил её приехать на опознание.
Тело Екатерины Савиновой было обнаружено на железнодорожной станции, где она бросилась под поезд. Актриса постаралась уйти из жизни «красиво»: нарядно оделась, а на рельсы легла с расчётом, чтобы лицо не пострадало. И оставила коротенькую записку: «Похороните меня по-простому».
Почему Ташков отпустил жену, явно нуждавшуюся в постоянном присмотре, одну, и так далеко? Режиссёр рассказывал, что был спокоен — Кате стало лучше, она повеселела и очень интересовалась его работой «Адъютант его превосходительства». Возможно, он был слишком занят.
Могила Екатерины Савиновой на Клещихинском кладбище Новосибирска долгое время была почти в забвении. В 2006 году останки актрисы были перенесены в лучшую часть кладбища, и установлен новый памятник. Евгений Ташков признался: «Не думал, что мне суждено снова испытать это – хоронить Катю ещё раз».
Автор: Вера Тарасова
Также смотрите:
Валентина
Ксю
Sveta
АЛЕКСЕЙ
tsvetolja